<< Назад | |
Виктор Алексеевич Маркин – постоянный участник районных спортивных соревнований людей с ограниченными возможностями. Глядя на этого высокого, атлетически сложенного мужчину (на снимке), согласитесь, трудно поверить не только в то, что ему 62 года, но и в то, что он имеет третью группу инвалидности...
В перерыве между соревнованиями (а В. А. Маркин участвует и побеждает не только в своем любимом гиревом спорте, но и в дартсе, настольном теннисе и других видах, потому что ему всегда хочется испытать себя в чем-то новом) он рассказал мне, что много лет проработал в местах добычи полезных ископаемых в Средней Азии и на севере СССР (управлял большегрузными машинами, перевозившими руду). Причем, трудиться уроженцу села Большие Угоны приходилось в сложных климатических условиях на вредном для здоровья производстве. Отсюда и группа...
По примеру «челюскинцев»
В. А. Маркин из тех людей, про которых принято говорить: «Сделал себя сам». Его вполне обычное детство прошло в Больших Угонах. Обязанности по хозяйству были четко распределены между всеми членами семьи. Виктор и дрова колол, и сено косил, и скотину кормил.
– Отец любил повторять: «Возьми от меня хорошее, а плохое у тебя свое будет», – вспоминает Виктор Алексеевич. – Он научил меня всему, что умел. Единственным его недостатком была непреодолимая тяга к рюмке. Пьяный отец для меня переставал быть отцом. Именно тогда у меня выработалось отвращение к любому спиртному и к людям, которые его употребляют... В девятом классе я прочитал книгу об участниках ледового плавания 1933 года на судне «Челюскин» в Арктике. Меня покорила описанная там красота Северного ледовитого океана, бесстрашие и мужество «челюскинцев», их благородная цель – освоить трассу Северного морского пути. Именно в тот момент я заболел романтикой: романтикой путешествий, отношений, чувств...
Мне стало тесно в родном селе. И в 18 лет я уехал в Железногорск, где поступил в училище большегрузного транспорта по разработке полезных ископаемых.
Армейская романтика
– В Железногорске я впервые поднялся на МАЗ, – продолжает он. – Потом сел за руль КРАЗа и БелАЗа. Вот это исполины! Мне, восемнадцатилетнему юнцу, их доверили! Я был доволен собой.
После окончания училища Виктор некоторое время работал на Михайловском ГОКе, жил в общежитии. Свою первую зарплату – 354 рубля – он потратил на подарки родителям. В то же время каждый день ходил в военкомат – очень уж хотелось попробовать армейской романтики:
– Я считал, что только служба в вооруженных силах поможет мне стать настоящим мужчиной, – говорит он. – И вот — Приморский край, озеро Ханка. Здесь под Камень-Рыболовом дислоцировался мой артиллерийский полк. Дисциплина там была не такой строгой, как я ожидал: в числе сослуживцев было много курящих, слабых физически и морально людей. Они ходили в «самоволку», потом сидели на гауптвахте. И это армейские испытания для молодого мужчины?
Вскоре Виктор написал рапорт в штаб дивизии с просьбой перевести его в спецподразделение ракетных войск. Их моторизированный гарнизон находился в двадцати километрах от штаба дивизии в с. Покровка. Его даже не было на карте. После положительного решения по переводу В. А. Маркин отправился в новую часть пешком...
– Вот где были порядок и дисциплина! – вспоминает он. – Еще бы, ведь нам доверяли передовую военную технику тех лет. Меня назначили механиком-водителем ракетно-пусковой установки. Эта боевая машина длиной 12 метров имела аж два двигателя. Тут мне очень пригодились навыки крановщика, ведь ракету нужно было состыковывать с носителем. На учебном полигоне, радиус которого составлял 600 км, мне приходилось осуществлять пуски ракет с различными боеголовками. Практически все время службы мы проводили на учениях в полевых условиях. А еще я усиленно занимался гиревым спортом и к концу службы уже имел 2-й разряд и звание младшего сержанта.
Романтика земных недр
Дальнейшая жизнь В. А. Маркина была связана со Средней Азией. В г. Учкудук, расположенный в центральной части пустыни Кызылкум, его пригласила сестра. Тогда, в середине 70-х годов, поселок (а потом город Учкудук) имел статус закрытого секретного стратегического объекта.
В конце 1960-х благодаря стремительному росту объемов добычи руды урана как открытым, так и подземным способом, а в дальнейшем и методом подземного выщелачивания, город стал активно развиваться, начались массовые приезды на постоянную работу лучших горняков и инженерно-технических специалистов со всего СССР. Большинство жителей составляли работники Навоийского горно-металлургического комбината. Они добывали в пустыне руду урана, серебро и золото. У В. А. Маркина была первая группа допуска, он перевозил полезные ископаемые на 75-тонном БелАЗе. Участвовал в социалистическом соревновании и испытаниях большегрузного транспорта европейского класса. Самая большая машина, которую испытывал Виктор Алексеевич, весила 180 тонн:
– Мы гордились своей страной, – вспоминает он, – потому что в те годы аналогов таких машин в мире еще не было... Уровень жизни в Учкудуке был высоким. В очереди на получение квартиры больше двух месяцев
никто не стоял, зарплата позволяла реально накопить на автомобиль. Через три года после моего приезда в Учкудук я смог купить Москвич-2141, а еще через три – Жигули…...
Романтика отношений
– Тамара была безумно красивой женщиной, – вспоминает о своей жене Виктор Алексеевич. – Сначала меня покорила ее прическа, как у Анжелы Дэвис, а потом ее богатый интеллект. Я понял, что эта женщина по мне. Как-то мы катались на КРАЗе по пустыне и застряли в бархане. Она осталась в кабине, а я, полив соляркой песок под колесами и включив пониженную раздатку и автопилот, стоял поодаль и наблюдал, как желтый исполин вытаскивает себя сам. А из КРАЗа на меня смотрела Тамара...
После свадьбы и первого совместного путешествия на Иссык-Куль чета Маркиных на некоторое время рассталась: она уехала оканчивать институт, а он остался в Учкудуке. Получив специальность инженера-технолога пищевой промышленности, Тамара отправилась по распределению работать в Казахстан:
– Конечно, я поехал вместе с ней, но там мне с моим опытом работы смогли предложить только должность водителя пожарной машины. И это после БелАЗа?! – до сих пор возмущается В. А. Маркин. – Я настоял на возвращении в Учкудук. Здесь вскоре родились наши дети.
Дмитрий и Марина
– Сына я воспитывал строго, – вспоминает Виктор Алексеевич. – Он уважал меня, а я его. Как-то прибежали его друзья и сказали мне, что Димка собирается прыгнуть с пятого этажа с зонтиком. В считанные секунды я был на крыше. Подхожу и спрашиваю, что он хочет делать. «Пап, я хочу прыгнуть, как парашютист». Тогда я привязал к зонтику кирпич и бросил вниз: «Смотри, сын, что сейчас будет». Зонтик пошел на посадку спицами вверх: «Так было бы и с тобой, Дима». «Я понял, пап, сначала нужно все просчитать».
Свою волю и силу духа Дмитрий проявил уже в восемь лет. Группа его одноклассников отправилась на экскурсию и попала в песчаную бурю. Одним из сопровождающих был я. В тот момент, когда я выводил детей в безопасное место, Дима спасал свого друга. Они благополучно вышли к маяку и остались невредимы...
Однажды и мне сын спас жизнь. Он был у меня мастером спорта по горным лыжам, плаванию, кандидатом в мастера спорта по картингу. Мы вместе катались на лыжах, и на одном из крутых спусков я потерял равновесие и упал лицом в снег. Дима молниеносно приблизился ко мне, вытащил меня и заставил дышать...
Профессию военного он выбрал сам. Служил в спецназе Киргизии, в 1995 году участвовал в программе «Добрая воля», выезжал на совместные учения с США в Форт-полк штата Луизиана. Погиб, спасая человека...
Моя дочь Марина – тоже спортсменка. Она мастер спорта по спортивной гимнастике. Сейчас живет в Бишкеке, ведет секцию воздушной йоги. Много путешествует. Страсть к познанию мира в ней с детства, ведь вместе мы объехали весь СССР...
Романтика путешествий
В 80-е годы в Союзе еще никто не знал, что такое авторалли. Это сейчас так называют гонки на автомобилях. Тогда в это слово вкладывался другой смысл.
– Долгие годы мне не давала покоя история про путешествие «челюскинцев», – вспоминает В. А. Маркин. – Подсознательно к чему-то подобному я готовился всю свою жизнь. В Учкудуке был тогда спорткомплекс под названием «Сокол». Как-то, в свой отпуск, я пришел туда и сказал, что хочу участвовать в авторалли. Мне сказали: «Маркин! Ты – будешь первым».
На прохождение маршрута Учкудук-Тарту будущему мастеру спорта дали 1 месяц и 200 литров бензина (кстати, горючее тогда было очень дешевым: 1 л стоил 9 копеек). Каждый населенный пункт В. А. Маркин должен был сфотографировать, сделать описание дороги и местности. Так подтверждалось прохождение заданного маршрута.
– Вместе со мной на «Жигулях» в качестве штурмана поехал муж сестры Александр Ковалев, – рассказывает Виктор Алексеевич. – Мы стартовали 6 июля 1983 года. Сами понимаете – лето, жара, температура воздуха днем достигала 60-ти градусов. Было очень тяжело.
Первый маршрут путешественников был такой: Учкудук – Бухара – Чарджоу (там – паром через реку Амударью) – Мары – Ашхабад – Баку – Махачкала – Грозный – Владикавказ – Нальчик – Ростов – Харьков – Белгород – Курск – Рыльск – Крупец – Чернигов – Псков – Выра (Тарту).
– Затем мы завернули в Таллин, Ригу и Каунас, – рассказывает Виктор Алексеевич. – Вся дорога заняла месяц. Расстояние, которое мы преодолели туда и обратно, составило больше 12-ти тысяч километров. Поначалу я ехал за рулем по 12 часов в сутки, потом понял, что это не спринт, а марафон, и свои силы нужно правильно распределить.
С собой у нас был боекомплект питания (в основном, сало, чеснок, колбаса), масло для автомобиля, аптечка и одежда (я всегда ездил и езжу в белой рубашке и галстуке – по степени загрязнения воротничка определял, когда необходимо остановиться на отдых). Обратный путь мы держали через Москву, даже во Льгов заезжали повидать мою маму...
В 1985 году В. А. Маркин затеял новое путешествие. В этот раз путь лежал через казахстанский Чимкент, Джамбул, Кзыл-Орду, Актюбинск, Уральск, Энгельс, Самару, Пензу, Казань, Москву, Тверь, Ленинград, а конечным пунктом был снова Таллин.
Все свои маршруты, будучи в отпуске, В. А. Маркин проезжал еще раз вместе со своей семьей. В 1988 году он вместе с сыном Дмитрием проехал от Учкудука до Пензы. На их пути были степи Центрального Казахстана, 320 километров уральских гор, зачастую – бездорожье:
– Днем по степи из-за жары ехать было абсолютно невозможно, – говорит Виктор Алексеевич. – Это расстояние мы преодолевали ночью, причем, ориентироваться можно было только по звездам.
После этого маршрута В. А. Маркину было присвоено звание мастера спорта по авторалли. А в 90-х годах он покорил Сибирь…...
На заслуженном отдыхе
В 50 лет В. А. Маркин расстался с желтыми исполинами, но не с Учкудуком. Некоторое время он работал начальником тамошней автоколонны. Затем судьба привела его в Киргизию (кстати, себя он часто называет русским азиатом), где на МАЗах и ЗИЛах он еще несколько лет преодолевал тянь-шаньские перевалы, перевозя для одной частной фирмы мебель...…
В 2005 году Виктор Алексеевич вернулся в Большие Угоны. Отремонтировал родной дом, мечтает построить общественную баню:
– Пять лет назад я отказался от автомобилей. Сейчас езжу на скутере или велосипеде, – рассказывает о нынешнем житье-бытье большеугонский мастер спорта. – Чтобы открыть в моих водительских правах категорию «А», я окончил в Курске курсы вождения мотоцикла. Сдал экзамены, теперь управляю скутером с полным правом. Но мне больше по душе велосипед. На нем я даже недавно предпринял путешествие в г. Строитель Белгородской области...
***
Завершая статью об этом интереснейшем человеке (к сожалению, многое осталось «за кадром»), мне хочется сказать, что наверняка в каждом из нас есть та самая романтическая жилка, неисполненные желания и неосуществленные мечты, идти к которым по силам любому человеку, несмотря на кажущиеся неотложные дела и вроде бы непреодолимые обстоятельства. Яркий пример тому – наш земляк Виктор Маркин.
Ольга ДАНИЛЬЧЕНКО