Официальный сайт муниципального образования
"Город Льгов"
Авторизация Разделы
Портал государственных и муниципальных услуг Курской области
Портал государственных услуг РФ
Оценка населением эффективности деятельности руководителей
Меры поддержки сельхозкооперации
Каталог сельхозпродукции
Портал «Светлая страна»
Информация о плановых отключениях электроэнергии
Информация о плановых отключениях электроэнергии
Прокуратура разъясняет
Услуги росреестра в электронном виде
Новости и события
<< Назад Версия для печати
 
Лето с Мендельсоном

Добрую, благородную акцию осуществляет ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест», выпуская в свет музыкальные «тома» коллекции «Сокровища мировой классики».

В изящных, красочно оформленных коробочках-альбомах в уютных гнездах утоплены три компакт-диска (1,5 часа звучания каждый) с подборкой произведений гениев музыки 18-19 веков в исполнении выдающихся мастеров современности. Моцарт, Шопен, Чайковский, Верди … И вот теперь, накануне лета этого года – Мендельсон.

В истории мировой культуры есть уникальные моменты, когда, явно по воле провидения, в очень короткий временной срок, в мир приходила плеяда избранников судьбы, любимцев муз, великих мастеров. Так случилось в начале 19-го века – назову годы рождения четырех композиторов: Мендельсон (1809), Шопен (1810), Шуман (1810), Лист (1811). Началась эпоха романтизма.

Мы говорим сегодня о Мендельсоне.

В Европе 19 века музыку любили все. Отец Мендельсона – один из крупнейших банкиров Германии, и будущее сына, казалось бы, было предрешено. Но когда наличие яркого таланта у ребенка получило авторитетное подтверждение, семья сделала все возможное для развития именно музыкальной карьеры Феликса. Судьба отпустила Мендельсону всего 38 лет жизни, а как много он успел сделать! Внушителен список его сочинений во всех жанрах – от песни до симфонии, Мендельсон – основатель и ведущий педагог первой немецкой консерватории, являясь руководителем симфонического оркестра «Гевандхауз» (Лейпциг), он сделал его лучшим оркестром страны и объездил с гастролями всю Европу.

Роберт Шуман писал: «Мендельсон великолепен – это бриллиант, упавший прямо с неба, я считаю его первым музыкантом современности и снимаю перед ним шляпу, как перед мастером. Он достигает всего играючи, как у него все свободно, как точно, как артистично, и какое совершенное мастерство!». Откроем коробочку-альбом. Концерт для скрипки с оркестром.

Включив в 50-е годы прошлого столетия приемник «Балтика» и обшаривая мировой эфир, часто можно было натолкнуться на эту завораживающую исповедь сердца. Казалось, что скрипка явилась на свет одновременно с концертом Мендельсона. Уже потом узнаешь, что свой шедевр композитор написал, находясь в расцвете таланта, в последние годы жизни, именно годы – долго, тщательно отделывая каждую фразу, заботясь о каждой ноте, добиваясь того совершенства формы, когда слушатель, не замечая времени, думает, что такая вдохновенная повесть была создана гением в едином порыве, в счастливые часы внезапного озарения. Имя автора этой музыки я узнал позднее.

На экраны страны вышел цветной (их тогда было мало) американский фильм, кажется, он назывался «концерт» – о любви двух молодых талантливых музыкантов – пианиста и скрипачки. На протяжении всего фильма они репетировали и играли в концертах с оркестром в разных городах страны: он – 2-й концерт Рахманинова, она – концерт Мендельсона. Роли исполняли сами музыканты и делали это превосходно. Музыка – главное действующее лицо фильма, была снята мастерски. Зал нашего клуба был полон, люди приходили и второй раз. А музыка в фильме давалась часто и большими фрагментами – первые два десятилетия после войны ее умели слушать и слышать, были благодарны ей. Вот тут-то я и узнал это имя – Мендельсон.

Уже полвека хранится у меня пластинка, где концерт исполняет Давид Ойстрах. На нашем диске играет английский скрипач Хайман Бресс в сопровождении Королевского филармонического оркестра. В аннотации сказано: сколько бы ни играли эту вещь, она никогда не надоест – проверено веками. Популярнейший 1-й концерт для фортепиано с оркестром. Поток романтических чувств в гранитном русле формы. Безудержная фантазия и умная расчетливость, щедрость и лаконичность… Не хочется изощряться в подборе слов, пересказывая произведение, имевшее огромный успех при первом исполнении… Нет, при втором. О первом стоит рассказать.

Оно состоялось в … магазине роялей в Париже, Мендельсон заглянул туда случайно, мимоходом, а написанная карандашом, едва читаемая рукопись концерта была при нем. В магазине не было никого, кроме худощавого молодого человека с длинными волосами, через несколько минут хозяин магазина, фабрикант роялей Эрар, попросил его попробовать только что привезенный инструмент.

– Простите, что это у вас за ноты, – спросил молодой человек у Мендельсона.

– Это рукопись моего концерта.

– Разрешите посмотреть, – он уже ставил партитуру на пульт рояля. – А не будет ли Вы любезны проаккомпанировать мне на другом инструменте? И сыграл весь концерт, Эрар едва успевал страницы переворачивать. Так Мендельсон познакомился с Листом.

На дисках записано три произведения излюбленного Мендельсоном жанра – программная (то есть написанная на определенный литературный сюжет) увертюра – «Фингалова пещера», «Морская, тишь и счастливое плаванье», «Рюи-Блаз». Любопытна история создания последней.

Администрация Лейпцигского театра обратилась к композитору с просьбой написать увертюру к драме Виктора Гюго «Рюи-Блаз». Кроме того, требовался еще романс к спектаклю, который должен был состояться через 1,5 месяца. Мендельсон прочел пьесу, и она ему очень не понравилась. Его оставили холодным и красота стиха великого французского драматурга, и прогрессивная мысль о моральном и душевном превосходстве простолюдина – лакея над знатью королевского двора. В «Рюи-Блазе» он увидел только путаную сюжетную линию, состоящую из нагромождения маловероятных, неестественных, по его мнению, фактов. Чтобы не обидеть администрацию театра, композитор быстро сымпровизировал романс, а от сочинения увертюры отказался.

За неделю до спектакля к нему пришла делегация из театра – благодарить за романс, который всем очень понравился. Было высказано и глубокое сожаление по поводу того, что за столь короткий срок Мендельсон «не успел» сочинить увертюру.

Задетый за живое композитор написал увертюру за три дня, столько же репетировал ее с оркестром и исполнил в день спектакля.

Родилось произведение с великолепными мелодиями, драматически насыщенное исполненное высокой патетики, ораторского пафоса – оно сразу вошло в репертуар оркестров мира.

Очень близка «Рюи-Блазу» по духу, «полетности» движения, характеру развития музыкальных тем «мендельсонианская» увертюра И. Дунаевского к кинофильму «Дети капитана Гранта», которую недавно исполнил во Льгове Курский симфонический оркестр.

Я не успеваю рассказать об остальных записях – «шотландской» и «итальянской» симфониях, музыке к шекспировскому «Сну в летнюю ночь» (Увертюра, Скерцо, Ноктюрн, Свадебный марш), песнях, фортепианных пьесах…

…Находясь под впечатлением от прослушанной музыки, иду вечером с Набережной на Карла Маркса, перехожу улицу от «Магнита» к стоянке такси, слушаю музыку, вырывающуюся на простор из салонов автолюбителей.

Вольная мысль рисует фантастическую картину – а если бы неутомимый путешественник Мендельсон мог перемещаться не только в пространстве, но и во времени, и волей случая попал бы в вечерний Льгов, прошел по нашим улицам… Он удивился бы электрическому освещению, порадовался небывалому количеству личных средств передвижения, но вот до чего мы «докатились» в области музыки. Тут я умолкаю, мое воображение дает обратный ход, и я возвращаю гения мирового искусства в его 19 век.

…Пока писал эти заметки, в душе вызревала фраза, которой я их завершу. Вот такая авантюра – сказать одной фразой о всей музыке Мендельсона. Но все же рискну. Что бы я ни слушал, меня никогда не покидало ощущение СЧАСТЬЯ – счастья быть настоящим музыкантом, которым был, есть и останется Феликс Мендельсон.

А. СЕЛЕЗНЕВ

 

Подготовлено редакцией газеты "Льговские новости"


Создан: 19.09.2011 09:25. Последнее изменение: 19.09.2011 09:25.
Количество просмотров: 3090